Елена Григорьевна Сусой

1

Елене Григорьевне Сусой 5 февраля 2013 года исполнилось 80 лет. Обычно в этот день оглядываются назад, подводят итоги. Если даже бегло взглянуть на биографию Елены Григорьевны, то хорошо видно, что сделано ею очень много ей есть чем гордиться. За эти непростые годы она сделала столько, что иным даже не снилось в самых смелых мечтах.

Е.Г. Сусой родилась недалеко от поселка Мыс Каменный, на берегу ямальской речки Ю-яха. Вернее это сейчас поселок стоит на месте их стойбища. В своей книге «Из глубины веков» она вспоминала: «На том месте, где в моем детстве стояли наши чумы и сушились невода, расположился большой поселок Мыс Каменный с благоустроенными домами, почтой, амбулаторией, аэродромом».

Предки Елены Сусой появились в этих местах очень давно. Об этом у них даже есть семейное предание. Когда-то ее предки жили на Гыданском полуострове, но однажды смелый юноша их рода решил перебраться по талым водам Обской губы. Дошел он до берега, оглянулся назад, чтоб поклонится земле, которую покинул, но не увидел ее за водами Обской губы. Тогда посмотрел в сторону тундры и увидел высокую гору. «Мне надо добраться до этой горы» – сказал он. Когда юноша стал подниматься на гору, то силы стали оставлять его. Поставил он первую лыжу, она превратилась в сопку, дальше шагнул по склону и оставил вторую лыжу – она тоже превратилась в сопку. Когда же он достиг вершины, возвышавшейся над озером Юндо, то успел только громко произнести: «На этой земле будет жить род людей, могущих, идти по жизни смело и настойчиво, как я». Его последний крик разнесся по всей окрестной тундре, а сам он превратился в сопку. И стало это место священным для рода Сусой.

В 1933 году в стойбище родилась девочка Еля, что в переводе на русский язык означает – Надежда. Она была средней в их многочисленной семье. Как и всех детей, в тундре ее с малых лет привлекали к труду. Совсем маленькая Еля с большим удовольствием собирала ягель для прирученных оленят, сухие ветки и мох для дымокура, вдевала нитки-жилы в ушко уголок плохо видящих бабушек, стремилась во всем им помогать. И сама потихоньку многому училась у них. А вечерами, собравшись в чуме, детвора любила слушать сказки, легенды, разгадывать загадки. Елена Григорьевна до сих пор помнит многие народные произведения. Однажды большой сказитель Ямальской тундры Михаил Вэли рассказал легенду о непобедимых богатырях. Это были русские люди, видимо поморы, спасшие ненецкий род от врагов, пришедших из Енисейского края. В благодарность, ненцы сложили легенду и с тех пор Еля перестала бояться русских. Поэтому, когда в 1941 году к ним на стойбище приехали на калданке супруги Алексей Кузьмич и Дарья Алексеевна Ковалевы, она не испугалась. Алексей Кузьмич работал зоотехником, так что он сразу уехал дальше в стада, а его жена осталась. Дарья Алексеевна работала воспитательницей новопортовского интерната и приехала забирать детей в школу. Е.Г. Сусой вспоминала, что она угостила всех жителей стойбища бутербродами из черного хлеба, намазанного вареньем из морошки, «и тогда нам стало понятно, что русские тоже ценят дары нашей тундры, как и мы, ценим дар русской земли – хлеб. Обычно те сухарики, которыми мы запасались в Новом порту, к осени уже заканчивались. Жили мы одной рыбой, которую ловили на реке Ю-яха, так что хлеб был для нас лакомством». Позже оказалось, что ее мама не хотела отдавать дочь в интернат, она иногда ворчала на отца «Зачем записал свою среднюю дочь в школу на собрании колхозников? Ведь есть в тундре люди, которые щадят своих детей и не посылают их в неизвестные дали!». Но дальнейшая судьба Елены Григорьевны показала, каким прозорливым и дальновидным оказался ее отец.

После шестого класса, в 1949 году она поступила в Салехардское педагогическое училище, на подготовительное отделение. В 1954 году Еля поступила в Ленинградский педагогический институт им. А.С. Герцена. Здесь она познакомилась с учеными-североведами: З.Н. Куприяновой, Н.М. Терещенко, Л.В. Хомич. Кстати, студенты не только учились, но и консультировали своих преподавателей. Елена Григорьевна с законной гордостью пишет, «Наталья Митрофановна Терещенко в предисловиях к словарю ненецкого-русского языка и книге «Ненецкий эпос» даже благодарит меня за помощь».

Прекрасные педагоги и сам город-красавец на Неве, посещения театров, музеев позволило больше узнать о культуре русского народа, проникнутся другой цивилизацией. Но Елена Григорьевна никогда не забывала и о традициях и культуре своего народа. Она органично впитала в себя две культуры, этим самым, обогатив свой духовный мир.

После окончания института она вернулась в Салехард, преподавала в педучилище. Потом работала заместителем редактора газеты «Красный Север», заведующей кабинетом политического просвещения Пуровского райкома КПСС. С 1961 по 1964 год – аспирантка Ленинградского отделения института языкознания Академии Наук СССР. Работала воспитателем санаторно-лесной школы №2 в Салехарде, преподавала ненецкий язык в национальном педагогическом училище. Позже ее пригласили работать школьным инспектором ОКРОНО Ямало-Ненецкого автономного округа. С 1972 года работала научным сотрудником сектора школ Севера ЯНАО Московского НИИ национальных школ Министерства Просвещения РСФСР. В начале девяностых была методистом ненецкого языка филиала Тюменского института повышения квалификации педагогических кадров.

Ее вклад в науку и образование детей неоднократно оценивали: в 1970 году было присвоено звание «Отличник народного просвещения»; 1980 год – присуждено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»; в 1982 году – защитила диссертацию по теме: «Методика обучению чтению на ненецком языке в начальных классах»; в 1987 году награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР; в 1995 году награждена Орденом Дружбы; в 2003 году присвоено звание «Почетный гражданин Ямала»; 2003 году за пропаганду культурного наследия народов Севера и фольклора и в связи с юбилеем, посвященным 105-летию первой библиотеки на Ямале и 130-летию со дня рождения И.С.Шемановского, награждена Почетной грамотой Департамента по культуре и спорту ЯНАО. В 2003 году Решением Совета Института народов Севера, присвоено звание почетного выпускника, за выдающийся вклад в деле сохранения и возрождения языков и культур коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2004 году она была награждена специальной премией Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа за успехи в сохранении, развитии и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера в номинации «Музыкальное искусство». В этом же году награждена Почетным дипломом «Мудрость года» за победу в конкурсе общественное признание. В 2005 году награждена медалью в честь 60-летия Победы за работу в тылу.

Елена Григорьевна подготовила школьные учебники ненецкого языка. Кроме этого ею были написаны книги «Из глубин веков», «Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества». Также изданы книги по произведениям Леонида Лапцуя «Заповедное слово заветное», «Инудота Хаара». Это своего рода сборники образных выражений  на родном и русском языке, собранных автором. Но и этого мало. Елена Григорьевна всю жизнь собирала ненецкий фольклор. Но одно дело просто записать сказки, былины, а совсем другое спеть их, донести до слушателя, да так, чтоб проняло до самой души. У Елены Григорьевны потрясающий голос. Когда слушаешь ее, то невольно удивляешься, как в этой маленькой женщине умещается такой мощный голос.

Главным делом всей ее жизни стало создание в 1994 году музея-квартиры Л.В. Лапцуя филиала МВК им. И.С. Шемановского. Леонид Васильевич был ее мужем. С тех пор Елена Григорьевна его бессменный руководитель.

Кажется, за годы, что она провела вдали от родной тундры, она должна была забыть о кочевой жизни. И как она сама вспоминала, когда впервые вернулась в тундру, «мне было страшно подойти к упряжке летних строптивых оленей, боялась браться за хорей, взять в руки моржовую узду для правления передовым оленем…». Но нет, прошлое не исчезло бесследно, родная тундра напомнила о детстве, чувство радости охватило ее, значит, она по-прежнему дочь этого рода и не имеет права бояться упрямого передового оленя. И вот уже мчат нарту пять оленей за упряжкой проводника по древней дороге предков рода Сусой.

За эти восемьдесят лет, что пролетели над Ямалом, жизнь здесь сильно изменилась, но все также неукротимые обские волны шумят и поют, как и много лет назад. Но это уже иные песни, они о людях, которые приехали сюда, чтобы «преобразить» тундру. К сожалению, эти люди не знают, какая богатая история хранится рядом с ними. К счастью, дети по-прежнему учатся по ее учебникам, читают книги, люди ходят в созданный ею музей, а значит, жизнь, которую прожила Елена Григорьевна, прошла не зря.

(Информация составлена по материалам Государственного учреждения «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»)