8-34922-7-12-00

Управление строительства № 501 главного управления железно-дорожного строительства Министерства путей сообщения СССР, г.Салехард Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области

Фонд №: 92

Крайние даты документов: 1947-1954

Кол-во дел: 2081

Заголовок описиКрайние датыКол-во делОбраз
1научно-технической документации1947-1954500 
2научно-технической документации1947-1953464 
3научно-технической документации1950-19531117 

Историческая справка

4 февраля 1947 года Совет Министров СССР обязал МВД СССР и ГУСМП немедленно приступить к проектно-изыскательским работам по выбору территории для строительства морского порта, судоремонтного завода и жилого поселка в районе Обской губы, а также жедлезной дороги от Воркуты до места строительства порта (железная дорога должна была строиться как пионерская, однопутная, по облегченным техусловиям с перспективой дальнейшего развития). Для выполнения проектно-изыскательских работ приказом МВД СССР и ГУСМП от 17.02.1947г. организована Северная проектно-изыскательская экспедиция МВД и ГУСМП.

22.04.1947г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве железной дороги Чум-Игарка, которое возлагалось на МВД СССР. Для выполнения строительных работ МВД СССР приказом от 28.04.1947г. организовало Северное Управление железнодорожного строительства МВД СССР.

01.05.1947г. развернулись изыскательские и строительные работы. 14.04.1948г. Совет Министров СССР утвердил направление железнодорожной линии к морскому порту на мыс Каменный по прибрежному варианту: станция Чум-Елецкое седло-Обская-район Яр-Сале-район бухты Находка-район Нового Порта-мыс Каменный.

К 1.01.1949г. был уложен путь и открылось движение поездов от ст. Чум до ст. Лабытнанги. В Северном Управлении организовали строительные подразделения, расположенные в п. Новый Порт и на мысе Каменный.

После детальных работ в 1948г., проведенных Портовой экспедицией ГУСМП, были выявлены весьма сложные и тяжелые природные условия для строительства морского порта на мысе Каменный, которые влекли за собой большой объем строительных работ, сложность их выполнения и высокую себестоимость. Вопрос о строительстве морского порта на мысе Каменный коренным образом был пересмотрен.

29.01.1949г. постановлением Совета Министров СССР строительство морского пути, судоремонтного завода и жилого поселка было перенесено в район г. Игарка, на р. Енисей. На реках Обь и Енисей планировали соорудить паромные переправы по типу переправы, построенной у г. Комсомольск-на- Амуре. Сквозное движение на участке Салехард-Игарка должно было открыться в 4 квартале 1952г., а все строительство планировали закончить в 1955 году. Трасса проходила в пределах Тюменской области и Красноярского края. Руководство строительством железной дороги Чум-Салехард-Игарка и морского пути осуществляло Северное Управление строительства и лагерей МВД СССР. В состав Северного Управления входило два лагеря:

- Обский ИТЛ и Строительство № 501- Управление находилось в г. Салехарде,

- Енисейский ИТЛ и Строительство № 503 - Управление находилось п. Ермаково на р.Енисей .

Границей лагерей была река Пур. Строительства делились на низовые подразделения: постоянные, временные и лесные ОЛПы, речное пароходство, отдел железнодорожного транспорта, районы ОЖДТ, транспортные конторы, мостовые конторы и участки, ремонтные заводы и подсобные предприятия, колонны всех специальностей.

Проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы вела Северная железнодорожная экспедиция. В ее состав входили экспедиции: Обская (Салехард), Надымская (фактория Уренгой на р. Пур), Енисейская (Ермаково), аэрофотосъемочная, авиаотряд. Самолетный парк базировался в г. Салехарде и г. Игарка.

Штаб Северной экспедиции располагался в г. Игарка и осуществлял руководство всем комплексом изысканий, занимался проектированием всех сооружений. Северная проектно-изыскательская экспедиция Артикпроекта ГУСМП, выделенная из северной объединенной экспедиции в апреле 1948 г. в самостоятельную и подчиненную целиком ГУСМП (Портовая экспедиция), проводила проектно-изыскательные работы по сооружению морского порта. Первоначально центром строительства был поселок Абезь в Коми АССР, затем ст. Обская, в 1949 г. после постановления Правительства об изменении направления трассы, центры были перенесены в г. Салехард и в п. Ермаково. Управление имело огромнейшее хозяйство.

Паровозный парк Обского строительства состоял из 62 паровозов серии Э, ОВ-ОД, Ц, Енисейское ИТЛ имело 5 паровозов. Был свой флот (пароходы, катера, лихтеры, баржи, паузки). Автотранспорт: всего 800 машин марки ЗИС-5, ЗИС-15, Студебеккер. Авиаотряд . Были свои молочно-товарные фермы, детсады, школы.

Строили железную дорогу и все сооружения силами заключенных.

26.05.1953г. Совет Министров СССР принял постановление о ликвидации строительства железнодорожной линии на участке Салехард-Игарка. К этому времени было освоено более 1000 км трассы. Была создана ликвидационная комиссия и при ней базы консервации в г. Салехард, п. Ермаково и перевалочная база в г. Красноярск. Уполномоченным по ликвидации Строительства № 501 был Жигин Александр Дмитриевич. Первый срок ликвидации строительства - 01.09.1954г., затем был продлен до 01.01.1955г. Ликвидация затягивалась «ввиду сложности расформирования многогранного хозяйства».

Правоприемником ликвидированного Строительства № 501 был назначен Печорский ГУЖДС, который принял железнодорожную линию, строения и сооружения н участке Чум-Лабытнанги, законсервированные городки карьеры, склады взрывчатых материалов. Салехардский горисполком принял здания и сооружения в г. Салехарде и вокруг него, в том числе:

- жилой поселок Строительства в г. Салехарде с комплексом жилых и коммунально-бытовых зданий, с двумя школами, больницей, торговыми предприятиями и сетью общественного питания (в настоящее время это ул. Матросова, Комсомольская, Республики, Мичурина, Зональная, Деповская),

- центральная электростанция на 1000 квт,

- домостроительный комбинат,

- автобаза,

- постоянная линия связи от Салехарда до Игарки 1250 км.,

- центральный узел связи.

Оказался непереданным крупный поселок Ермаково, который несмотря на неоднократные обращения к властям Красноярского края и в центральные организации, вплоть до заместителя председателя Совета Министров СССР Кагановича – передать никому не удалось. Так же остались бесхозными линейные городки на трассе Салехард-Игарка, т.к. местные организации от их приема отказались.

Ликвидком занимался и передачей архива. В архиве Строительства № 501 хранились дела всех управлений железнодорожного строительства, существовавших в районе строительства дороги Чум-Мыс Каменный, затем Чум-Игарка. Весь архив должен быть передан Печорстрою, но он архив полностью нае принял. В Печору отправили бухгалтерский архив Строительства № 503 (7 тыс.томов). часть приказов уничтожены комиссией. Личные дела вольнонаемных переданы в отдел кадров Обского ИТЛ и Печорстроя. Техническая библиотека была отгружена в г.Вельск. Часть архива вместе с архивохранилищем были переданы заведующему окружным архивом в г. Салехарде Ф.П.Уральскому.

Документы Строительства поступили после ликвидации в 1955г. Акта приема-передачи дел в деле фонда нет. Дела постоянного срока хранения были разделены на три описи:

- опись № 1 - исполнительная техническая документация по участку Лабытнанги-Салехард и Салехард-Пур, 192км-898км,(474ед.хр.),

- опись № 2 – исполнительная техническая документация по участку Пур-Ермаково-Игарка, 898км-1481км, (413 ед.хр.),

- опись № 3 – технический архив строительства № 501(1253 ед.хр.).

В 1965 году по описи № 3 выбыло 61 дело.

В 2000г. проведена проверка наличия. Проведение усовершенствования описей было необходимо потому, что описи не были утверждены ЭПМК, ветхие, в одном экземпляре, листы не пронумерованы, не указаны годы создания документов. В процессе усовершенствования описей отредактированы заголовки дел, уточнены даты, пронумерованы листы, составлен научно-справочный аппарат.

Аннотация

Фонд содержит 4 описи за 1947-1954гг.:
опись №1- 500 дел за 1947-1953гг. - техническая документация, проекты, ведомости, схемы, профили,планы, акты.
опись № 2 - 464 дела за 1947-1953гг. - техническая документация, проекты, ведомости, схемы, профили,планы, акты.